С Новым годом!

 

Дидактические игры на развитие пространственной ориентации дошкольников

 

 

Дидактические игры и упражнения на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют и расширяют кругозор детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например, в работе по развитию ориентировки в пространстве.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игры позволяют расширять знания детей о пространстве. Вот почему, на занятиях и в повседневной жизни, педагог должен широко использовать игры и игровые упражнения.

Игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнения конкретной задачи формирования представлений.

У детей 5-6 лет закрепляют умение различать правую и левую руку, определять местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто, где стоит!», «Угадай, что, где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик!» и т.п.

Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от2 до6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно учатся определять направление местоположение любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

Развитие умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На физкультурных занятиях педагог, для точного обозначения направления движения употребляет наречия и предлоги, вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево, рядом, между, за, перед, в, на, до… Опираясь на умение детей ориентироваться на себя, он учит их производить движение в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами – дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулках. В начале года проводятся игры с более легкими правилами для восприятия. Можно предложить игру «Куда пойдешь?». Постепенно усложняя правила. Дети делают выбор из четырех направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Ребенку так же нужно предложить в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до окна, повернуть направо, повернуть налево, дойти до конуса, повернуть налево, дойти до угла зала и там найти игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до скамейки… Повернись налево…Дойди до окна» и т.д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее задание, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всего зала или спортивной площадки. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления; вперед-назад, направо-налево, то позднее направление указывают в любом порядке: вперед-направо, направо-назад.

Для усвоения детьми правил поведения пешеходов на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуются игры «Правильно улицу перейдешь – в новый дом попадешь, ошибешься – в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключаются в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишу последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал педагог, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуемые игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку». Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям педагога: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага» и т.д. Количество заданий вначале ограничивают то 2 до 3, а позднее их число можно увеличить от 2 до 5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5-6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи»).

Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться, мысленно, представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180 градусов: стол был впереди, ребенок повернулся – и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например, где у них правая и левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т.д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на предметах или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, справа, в, над, под, из-за, рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры: - «Где, что стоит?», «Прятки», «Поручения», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину зала (центр) правый угол, левый угол. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятия.

    

Дата последнего обновления страницы 11.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
B Roll provided by Videezy